Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 



 
Cемья для брошенных стариков

 

Анна Островская, Комсомольская Правда

 

21 марта, 2009

 

Россия

 

Как достойно встретить старость, в законе не прописано. Разумеется, речь здесь идет не о финансовом благосостоянии пенсионеров, которое уже давно стало притчей во языцех, а о куда более серьезной проблеме - одиночестве людей старшего поколения. Оно существует вне зависимости от того, хочет этого государство или нет. Но, к сожалению, чиновники в последнюю очередь думают о том, что никакие деньги не в состоянии заменить главного - человеческого тепла и участия. А ведь о нравственном здоровье общества всегда судят именно по отношению к старикам…


Видимо, по этой причине в России до сих пор не узаконены фостерные семьи (так социальные работники называют приемные семьи для стариков. - Авт.). 


Поэтому «усыновление» одиноких пенсионеров у нас идет пока только на правах эксперимента. Авторы этого проекта ничего нового не придумывали, а взяли все из жизни. Можно привести массу примеров, когда совершенно чужие люди ухаживают за своими немощными соседями только потому, что не могут остаться безучастными к человеческим страданиям. Нередки случаи, когда посторонние люди берут к себе стариков с тем расчетом, что смогут улучшить свои жилищные условия. Почему бы и нет, если при этом пожилые люди достойно доживут свой век.


Сегодня в Ставропольском крае девять приемных семей взяли под свою опеку одиноких пенсионеров. Кстати, за пять лет эксперимента случился всего один «возврат». Все остальные остались довольны. «Комсомолка» вместе с ГТРК «Ставрополье» решили посмотреть, как в крае заботятся об одиноких стариках.


СВОЯ ЧУЖАЯ БАБУШКА


Практику фостерной семьи освоили пока лишь в Советском и Шпаковском районах. Остальные не рискуют заниматься самодеятельностью в отсутствие законодательной базы. Раньше в Шпаковском районе было шесть приемных семей, теперь осталась одна. Пять приемных старушек, перешагнув 90-летний рубеж, умерли. 


Два года назад пенсионерка Александра Ефимовна Фомивко похоронила сына и осталась одна в большой хате на окраине станицы Темнолесской. Что там говорить, туго приходилось старушке. Еле передвигала ноги, скованные ревматизмом, не могла ни воды принести, ни обед сварить. Но хуже, невыносимее всего было одиночество…


И Александра Ефимовна обратилась в центр социального обслуживания. Попросила сотрудников оказывать ей любую посильную помощь. Примерно в это же время молодая семейная пара Демченко осталась без жилья. Со съемной квартиры их попросили - хозяева продали дом. 


- В центре нам рассказали про одинокую бабушку, которая была не против подселить чистоплотную семью, - говорит Надежда Демченко. - Чтобы и уход был, и помощь. Мы согласились. Сначала жили «гостевой» семьей - Александра Ефимовна долго к нам присматривалась. Постепенно наши отношения переросли в семейные, и мы остались насовсем.


Теперь пенсионерка и супруги Демченко - не разлей вода. Живут - не тужат. Вместе и обедают, и телевизор смотрят, и праздники встречают. Александр расчистил двор, вскопал огород, отремонтировал старую крышу. Надя помогает старушке со стиркой и уборкой, покупает продукты, готовит. Но главное, уверяют они, - душевное отношение друг к другу. Не выгоды ради, а от чистого сердца. 


- Наденька мне ведь совсем чужая, а получилось так, что стала роднее всех на свете, - вытирает слезы Александра Ефимовна. - У меня же внуки есть, но они про меня совсем забыли, даже на похороны к сыну не приехали. Так что моя семья - это Надя и Саша.


Психологи утверждают, что взять в семью пожилого человека зачастую сложнее, нежели маленького ребенка. Взрослый прекрасно осознает всю необычность ситуации, боится, что не оправдает надежд, будет обузой для семьи. Именно поэтому очень важно создать в семье такой климат, при котором обе стороны будут чувствовать себя максимально комфортно. 


- Желающие создать фостерную семью пишут заявления в центр, с ними встречаются штатные психолог и юрист, - рассказывает завотделом социального обслуживания на дому станицы Темнолесской Любовь ГЕРАСИМОВА. - Соцработники проверяют условия проживания. Если на этих этапах проблем не возникает, центр заключает договоры с обеими сторонами и курирует семью. 


CОЕДИНЯЯ ОДИНОКИЕ СЕРДЦА 


В Ставропольском краевом геронтологическом центре, проще говоря, доме престарелых, живут 370 одиноких людей от 30 до 90 лет. Таких учреждений по краю шесть, но мест все равно не хватает. Сейчас на очереди в них стоят более 280 пенсионеров и инвалидов. 


Кого-то в приюты приводит тяжелая болезнь или отсутствие жилья, кого-то - одиночество. Причем как тотальное, так и латентное, когда старик чувствует себя чужим в собственной семье.

 
Как ни странно, атмосфера здесь отнюдь не гнетущая. Тепло, чистенько. Уютные комнаты на одного - двух человек, современные душевые и уборные, огромная светлая столовая. Кормят три раза в день. Каждый день в обязательном порядке дают мясо и конфеты. 
Старики здесь жизнерадостные. По их улыбчивым лицам видно, что живется в центре совсем не плохо. 


- У нас тут весело и в будни, и в праздники, - рассказывает 70-летняя Надежда. - Хочешь - телевизор смотри, хочешь - книги в библиотеке читай. А парк какой отгрохали, видели? Гуляй - не хочу! Каждые выходные мы играем в лото, поем песни, читаем стихи. Есть даже собственный ансамбль самодеятельности.


Художник-пейзажист Владимир Прокофьев - главная местная знаменитость. Его картины украшают стены коридоров, кабинетов директора и заведующих отделений. В дом престарелых Владимир Михайлович попал шесть лет назад после тяжелейшей травмы позвоночника. До этого работал водителем на междугородных автобусных маршрутах и живописью особенно не увлекался. После аварии врачи вынесли страшный вердикт - Владимир Михайлович никогда не сможет ходить. Тогда он, еще молодой мужчина, ушел в геронтологический центр, чтобы не быть обузой жене и дочери. Здесь его буквально подняли на ноги. Сейчас Владимир Михайлович, хоть и с трудом, но ходит. 


- Я творчеством спасаюсь, - улыбается он. - Все время рисую, даже ночью. 


- А краски сами покупаете?


- Частично мне оплачивает расходы директор центра. Приобрел мольберт, а в этом месяце выделил 10 тысяч рублей на холсты и кисти. 


Сюжеты для своих картин Владимир Михайлович берет из головы. Пишет по памяти. Благо, работая дальнобойщиком, объездил почти всю страну. Кстати, он искусством и деньги зарабатывает - у него в городе немало постоянных покупателей. 


В геронтологическом центре многие одинокие сердца находят друг друга. Пишут заявление на имя директора, получают отдельную комнату и живут семьей. А в апреле появится новая ячейка общества - распишутся 55-летние Вера Оразолиева и Юрий Белоусов.


- Мы познакомились год назад, когда я осталась без жилья и переехала в центр, - вспоминает Вера Викторовна. - Увидела Юрия и поняла - судьба! Юрий Викторович хоть и передвигается на протезах, в загс решил сам идти. Нам сказали, что это будет первое официальное бракосочетание в центре за 20 лет! 


- Я сразу понял, что нашел свою половинку, - улыбается будущий супруг. - Вера - женщина очень хорошая, добрая, хозяйственная. У нас много общих интересов, нам нравятся одни и те же фильмы, книги. Я до этого не был женат. Честно говоря, никогда не думал, что на старости лет найду свое счастье…


КСТАТИ


В Георгиевском, Степновском, Советском и Ставропольском центрах социального обслуживания населения открыты отделения «Хоспис на дому». Сегодня они обслуживают порядка 100 тысяч лежачих больных. Сотрудники служб оказывают им разностороннюю помощь: купают, стригут, обрабатывают пролежни, меняют памперсы, выполняют медицинские процедуры, покупают продукты и лекарства. В бригадах работают социальные и медицинские работники, психологи, священнослужители.


МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА


- Приемная, или фостерная, семья - это одна из новых эффективных форм социального обслуживания, - говорит министр труда и соцзащиты края Алексей КАРАБУТ. - Пожилой человек входит в приемную семью с намерением преодолеть одиночество и получить уход. С другой стороны, находится семья, готовая его принять и обеспечить поддержку на договорных началах. Это говорит о неравнодушном отношении к пожилым людям, нуждающимся в социальной помощи.


More Information on World Elder Rights Issues 


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us