Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 



 
От старости не уйти никому

 

Молодежь Эстонии

 

3 апреля, 2009

 

Эстония

 

В СМИ о пожилых людях часто говорят как об однородной серой массе, которая озлоблена, несправедлива к молодежи, хочет много денег и выбирает исключительно Сависаара, пишет в Eesti Päevaleht Майму Берг. Но есть ли основания говорить о пожилых людях, как о каком-то «виде»? Пожилые люди — они ведь все разного возраста, они отличаются друг от друга, как и молодые, и у каждого из них в обществе своя роль. Есть полные жизни 60-70-летние люди, которые работают и заботятся о своих уже очень старых родителях, помогают взрослым детям и внукам. Есть больные и немощные, нуждающиеся в помощи (но есть такие и среди молодых). Есть такие, которым хватает пенсии, и они пытаются сохранить оптимизм и хорошее настроение. Есть такие, которые постоянно ноют и жалуются. И, в конце концов, определяющим является не столько возраст человека, сколько его здоровье.


Если человеку посчастливилось прожить очень долго, то вечер его жизни, как правило, полон болезней и одиночества. Бодрые столетние старички — это большое исключение из правил. Проблема всей Европы — необходимость в помощи пожилым людям, страдающим от болезней и одиночества. И решить эту проблему полностью невозможно, потому что даже в очень хороших условиях у лежачего больного есть только его мысли.


Пока пожилой человек ходит на своих ногах, пока он не потерял память и зрение, а также слух, старость переносить не так трудно. Но если он становится зависим от помощи других, то превращается в младенца. Причем с ним труднее, чем с младенцем, — на руки не возьмешь. Кроме того, очень тяжело видеть угасание близкого человека. И тогда семье приходится решать, найдется ли кто-то, кто будет ухаживать за стариком, или придется отдать его в дом престарелых.


В старину в сельских общинах находилось место и старикам, о чем можно прочесть в литературе. В новейшей литературе стариков почти нет. В стремительных и поверхностных буднях они кажутся неизбежностью, вызывающей неудобства. Иногда в СМИ пишут о домах престарелых, но гораздо реже, чем о приютах для животных. Какие чувства вызывают у молодых эти печальные картинки? Страх перед старостью? Попытку игнорировать эту тему? Пытаются ли вести себя так и те, кто занимается формированием политики в отношении пожилых людей?


Майму Берг вспоминает, что когда она брала интервью у Леннарта Мери во время последнего года его президентства и речь зашла о социальной политике, он воскликнул: «У нас нет приличной социальной политики!» А как обстоят дела сейчас?


Стоит ли надеяться, что общество, живущее в страхе перед сокращением бюджетных средств, зарплат и т.д., сумеет взглянуть в лицо старости и инвестировать в нее средства? Видимо, не стоит. Например, в Таллинне не было построено ни одного муниципального дома для престарелых (Ируский дом престарелых был построен в эстонское время), а частные приюты по карману далеко не всем. Неимущих стариков отсылают из Таллинна в места, с которыми они никогда не были связаны, чтобы потом благополучно о них забыть. Некоторым пожилым нравится находиться на природе, но тем, кто всю жизнь прожил в городе, привыкнуть к этому сложно.
Согласно правилам домов престарелых, домашних любимцев там держать нельзя — а ведь именно они могли бы скрасить одиночество старых людей.


В домах престарелых мало мест, там не хватает квалифицированных работников. Возможно, эту проблему можно было бы решить сейчас, в период безработицы. Но такой специальности насильно обучить невозможно. Да и откуда взять фонд зарплаты?


Это — больные вопросы. Эстонская социальная политика нуждается в глубоких реформах, а предпосылкой является пересмотр другой политики, прежде всего, налоговой. Сейчас часто говорят, что в период кризиса нам легче отказаться от равнодушия в отношении более слабых. Да, сердечность у жителей Эстонии еще сохранилась.


Доброе слово, дружелюбный взгляд — это ведь ничего не стоит. Эвелин Ильвес призвала пожилых людей стать бабушками и дедушками для детей в детдомах. Но стоило бы попробовать и наоборот: научить молодых заботиться о стариках, не бояться старых людей, не избегать их, не презирать, а помогать им. Старый и одинокий человек нуждается в ласке и приветливом слове точно так же, как и ребенок, живущий в детдоме


More Information on World Elder Rights Issues 


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us