Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 




Правое Дело Пенсионерки Праведной

Аргументы и Факты

Россия

Июнь 22, 2005



В N 5 «АиФ» написал о пенсионерке Лидии Праведной, выигравшей дело в Страсбургском суде. Нас завалили письмами. 

Мы обещали держать читателей в курсе и обещание выполняем. 

Пенсионная история началась 1 февраля 1998 года, когда появился новый закон о пенсиях. Каждому пенсионеру стали присваивать индивидуальный коэффициент, который зависел от стажа и зарплаты. Этот коэффициент умножали на среднюю зарплату и получали размер пенсии. Воспользовавшись тем, что закон был написан мудрено, чиновники начали занижать коэффициент: установили «потолок» в 0,525, а, по подсчетам самих пенсионеров, максимум должен был равняться 0,75. То есть государство отнимало у них по 100-300 руб. в месяц.

Тысячи людей начали судиться и чаще всего выигрывали. Вот и Лидия Праведная тогда впервые обратилась в районный суд Новосибирска, и тот обязал увеличить ее пенсию. Тем временем Минтруд в конце 1999 года выпустил инструкцию, где велел все-таки считать по коэффициенту 0,525. Верховный суд обязал районные суды пересмотреть все принятые решения. Суды стали брать свои слова назад с формулировкой «по вновь открывшимся обстоятельствам». Пенсионный фонд уже спокойно начислял заниженную пенсию да еще и взыскивал с пенсионеров «переплаченные» до выхода инструкции деньги. 

Лидия Праведная решила добиваться правды. В Страсбурге вынесли решение: местный суд нарушил право пенсионерки на справедливое судебное разбирательство (Конвенция о защите прав человека, раздел I, ст. 6). Инструкция Минтруда не является «вновь открывшимися обстоятельствами», поскольку, когда пенсионерка первый раз подала иск в суд, такой инструкции вообще не существовало. Значит, судебное решение подлежит пересмотру. 

Полностью решение Европейского суда по делу Праведной можно прочитать в Бюллетене Европейского суда № 5 за 2005 год. Однако, как разъяснил «АиФ» Анатолий Ковлер, судья Европейского суда, избранный от Российской Федерации, в силу оно до сих пор не вступило, так как Лидия Андреевна обжаловала его: пенсионерка, подавая иск, не указала сумму ущерба и суд не присудил ей конкретной компенсации. Так что разбирательство продолжается. 

К тому же решение Страсбургского суда касается лишь процедуры рассмотрения дела в российском суде: нарушал ли суд права пенсионерки, были ли ошибки в действиях судей (например, должны ли они были принимать во внимание злополучную инструкцию или нет). Но Cтрасбург не вмешивается в процесс расчета пенсий, то есть, грубо говоря, не даст ответа, как следовало читать закон о пенсиях и каким на самом деле должен был быть пенсионный потолок - 0,75 или 0,525. Этот вопрос останется на совести российских пенсионных чиновников. 

«Российские суды обязаны учитывать в своей практике решения Страсбургского суда, - сказал нам Анатолий Ковлер. - На этот счет существует постановление Пленума Верховного суда от 10 октября 2003 года» . 

Однако воспользоваться прецедентом Праведной смогут лишь те пенсионеры, которые в свое время судились за пенсию, выиграли дела, а потом их пенсию отобрали «по вновь открывшимся обстоятельствам».

 


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us