Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 



Гражданство пенсии помеха

Дмитрий Покидаев, Известия Казахстан

Казахстан

31 марта 2006 г.

Министр труда и социальной защиты Гульжана Карагусова не исключает, что через десять лет Казахстану придется ввести ограничения по выплате базовой социальной пенсии. При этом она подчеркнула, что тех людей, которые стали гражданами нашей страны как минимум за 10-15 лет до выхода на пенсию, эти ограничения касаться не должны.
     
Свое мнение о необходимости подобных ограничений глава Минсоцзащиты высказала в ходе вчерашнего республиканского семинара «Совершенствование системы социального обеспечения в рамках Послания президента РК и исполнения законодательства по вопросам социальной поддержки». Напомним, что базовая социальная пенсия, которая сейчас выплачивается абсолютно всем казахстанцам, достигшим пенсионного возраста, вне зависимости от их стажа работы, заработка и размера начисленной пенсии, была введена с 1 июля 2005 года по поручению президента страны. Она составляет сейчас около трех тысяч тенге, что на данный момент равно примерно 40 процентам прожиточного минимума, а к 2015 году, по словам сотрудников Минсоцзащиты, ее размеры должны достигнуть 75% от величины прожиточного минимума, который будет определен на тот момент.

Таким образом, базовая социальная пенсия со временем станет единственным остатком солидарной пенсионной системы в Казахстане (напомним, что в республике предполагается постепенный переход от солидарной к накопительной системе с постепенным «сворачиванием» выплат по первой). Более того, базовая социальная пенсия – это единственное средство к существованию, на которое в старости может рассчитывать тот человек, который, являясь трудоспособным, либо совсем не работал, либо с его заработков не производились пенсионные отчисления. Стоит также упомянуть еще одну деталь: Казахстан — едва ли не единственная страна постсоветского пространства, которая ввела подобную социальную выплату своим гражданам. Последнее обстоятельство и обусловило достаточно громкое заявление министра: со временем, когда базовая пенсия в Казахстане возрастет до трех четвертей от прожиточного минимума, по мнению Гульжаны Карагусовой, она может стать своеобразной «приманкой» для жителей соседних, менее благополучных в экономическом плане республик либо для тех жителей ближнего зарубежья, в чьих странах солидарная система уже отменена или ее отмена планируется в ближайшее время, а пенсионных накоплений они не скопили.

Исключить возможность того, что в Казахстан лет через 10 действительно хлынет поток желающих получать базовую пенсию «за просто так» — хотя бы с территории наших соседей по Центральноазиатскому региону, — нельзя. Подобное уже происходило в Западной Европе. И тогда многие европейские государства, чтобы не взваливать на себя груз социальной ответственности за нескопивших на старость граждан менее обеспеченных стран, ввели ограничения на выплату базовой пенсии. Так, к примеру, Германия, в которой базовая социальная пенсия выплачивается по тем же принципам, что и в Казахстане (то есть вне зависимости от стажа работы и размеров заработка всем пенсионерам), ввела следующее обязательное условие: этот вид социальных выплат по старости могут получать только те граждане Германии, которые до наступления пенсионного возраста прожили в ней не менее 30 лет.


Гульжана Карагусова предлагает более либеральный подход к желающим получить казахстанское гражданство: по ее мнению, аналогичное ограничение в Казахстане может включать в себя условие обязательного гражданства республики (10-15лет) перед выходом на пенсию. В любом случае, по мнению министра, подход к решению этого вопроса должен быть один: прежде чем претендовать на бюджетные (читай – народные) деньги, человек сначала должен что-то сделать для страны. Не живя же в ней сколь-нибудь длительного периода времени и не являясь в течение этого времени ее гражданином, претендовать на ее социальные выплаты он не может. Такова логика главы Минсоцзащиты, которая, скорее всего, будет принята на вооружение и правительством. Вопрос только в том, когда эта проблема будет вынесена на широкое обсуждение и обретет правовой статус. Напомним, что Г. Карагусова считает, что вопрос окончательно «созреет» лет через десять.


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us