|
Биологическая
Масса Бытия
Игорь
Никитин, ZR
Press
Октябрь
7, 2004
Не к завершившейся недавно декаде пожилых людей будет сказано, но, как выясняется, до последнего времени с самым последним правом человека - на достойное погребение - у нас в крае лет восемь дела обстояли не самым лучшим образом. Виной тому - отсутствие местных правовых актов, восполняющих пробелы ФЗ "О погребении и похоронном деле", принятом аж в 1996 году.
На последнем заседании Законодательного собрания Приморского края депутаты попытались восполнить этот пробел, приняв в первом чтении приморский "дубликат" федерального закона. Однако его дальнейшее прохождение будет зависеть не от ЗС ПK, а от разворотливости Госдумы РФ, которая в настоящий момент плотно занимается изменениями в законодательные акты РФ в связи со стартующей в следующем году реформой муниципального самоуправления. То есть особого смысла распространяться о концепции приморского закона о погребении пока нет. Равно как и об отдельных постатейных пассажах, когда, например, выясняется, что "волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти может выражаться в письменной или устной форме в присутствии свидетелей...".
Мы, конечно, понимаем, что речь идет о своего рода завещании. И при всех этих стилистических нюансах и законодательных недочетах, тема погребения, поднятая комитетом по социальной политике и защите прав граждан Законодательного собрания Приморского края во главе с Вероникой Ильиной, чрезвычайно актуальна. Причем не только в отношении пожилых людей. Особенно отчетливо это понимаешь, когда знакомишься с финансово-экономическим обоснованием законопроекта, подготовленным также комитетом Ильиной.
Неприятно впечатляет, например, тот факт, что ежегодно в крае умирает более 32 тысяч человек и в их похоронах задействовано около 400 тысяч человек. В пересчете на все население края получается каждый пятый. А если брать только взрослое население, то едва ли не каждый второй хотя бы раз в год связан с похоранами. Но для государственной и муниципальной властей проблема, конечно, не в количестве ежегодно скорбящих и непосредственных исполнителей похоронных дел, а в еще более впечатляющей статистике по невостребованным и неопознанным трупам.
Если в 2001 году в цифровом выражении первые и вторые составляли 1582 и 597 соответственно, то в 2004 году прогнозируется их рост до 2342 и 795 в том же порядке. Получается, что практически каждый труп - десятый невостребованный или неопознанный.
Наверное, дело уже явно не только в бомжах и криминальных разборках. В квартирах и на улицах умирают брошенные на произвол судьбы старики, в мусорных баках находят новорожденных младенцев, а родственники наотрез отказываются забирать трупы близких людей из моргов по причине отсутствия средств на их похороны.
Невостребованные трупы - это не единственная проблема с погребениями, которая с будущего года ляжет на плечи муниципалов. Под действие закона подпадают и так называемые биологические отходы, которые образуются в результате деятельности лечебно-профилактических учреждений. Мы можем предположить, что речь в данном случае идет о человеческих органах. И действительно, ампутированную руку или удаленную почку просто так на помойку не выбросишь. Так вот в 2003 году общая масса биологических отходов только во Владивостоке составила 1400 кг. В целом же по краю уже в 2004 году этот показатель предположительно достигнет почти 4 тонн. Подсчитано, что это, как минимум, 46 погребений.
Вы уж извините, что мы так физиологично, но, полагаем, сам вопрос того стоит. И благо, что депутаты обратили на него свое и наше внимание. Очень бы хотелось, чтобы в год "великого разграничения полномочий" наши реформаторы не забыли о втором по значимости событии в жизни каждого человека после его рождения - смерти. Раз уж жить не всегда получается, как задумывалось, так хоть в иной мир уйти достойно.
|
|