Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 




"Песня Года" о Достатке Вприглядку

Ирина Коженцова, Донбас- интернет версия газеты

Украина

Август 27, 2004


Полиэтиленовый пакет из самых объемных, какие только возможны, был явно тесноват для внушительной поклажи, и женщина для удобства "схватила" его ручки веревкой. Но, видно, это мало облегчало ее спешное движение по городу. Предгрозовая духота и габаритная ноша, помноженные на почтенный возраст, делали облик моей давней знакомой таким, что без сострадания не взглянешь.
- Бегу, а то уйдет, - бросила на ходу дама без малого восьмидесяти лет от роду, а вечером позвонила и предложила порадоваться вместе с ней. - У меня выдался такой удачный день, 15 гривен выручила!

И человек, совершенно далекий от коммерции, начал рассказывать, каких ухищрений стоит сегодня старику не скатиться в полную нищету. Для ровесников индустриализации и коллективизации прежнее житье-бытье оказалось, как известно, не в счет, и в те годы, когда по всем законам мироздания идут на заслуженный отдых и пожинают плоды своего труда, этому поколению независимая Украина предложила начать все с чистого листа. Мыкались ветераны, мыкались, с горем пополам приспособились к новому укладу и с надеждой встретили пенсионную реформу.

Мария Амвросиевна, в силу своего образования и житейского опыта, к числу особо доверчивых граждан не относится. Но довольно приличные должности и соответствующее им жалованье хоть напоследок открывали перед ней жиденькие перспективы. Просчиталась она по-крупному, а все, происходящее вокруг, только множит разочарование.

- И собственные заслуги, и надбавка за ордена покойного мужа составили чуть больше трех сотен, прожиточный минимум для нетрудоспособных бедолаг перекрыт с лихвой. Реформаторы, наверное, считают таких, как я, богатеями, но достатка и близко не видать. На 24 гривни мне назначают субсидию, 75 сама ежемесячно отдаю за коммуналку и телефон, и на руках остается на все про все 231 гривня, - скрупулезно перечисляет Мария Амвросиевна свои доходы и расходы. - Если отказывать себе во всем, выходит тютелька в тютельку, чтобы ноги не протянуть. В подъезде нас трое таких, постоянно берем у корсунского дядечки раз в неделю бутыль молока: каждой по литру. Так он нам в разгар лета, когда и трава, и удои, заявил, что поднимает цену за банку на 50 копеек. Причина - наши "подросшие" пенсии.

Окрыленная утренней прибылью и пребывая в добром расположении духа, Амвросиевна словоохотливо перебирала свои недавние финансовые взлеты и падения. Когда муж умер, она пыталась продавать его вещи через комиссионку. Выручит за сорочку трояк - счастье, получит за костюм двадцатку - праздник! Но года полтора назад бог торговли отвернулся от вдов: почему-то заморский сэконд хенд в фаворе, а добротные вещи, которые больше подходят нашим соплеменникам и по фасону и по размеру, не в чести. Комиссионный отдел в универмаге закрыли, а стоять с обносками на улице не каждый отважится. В доме прекрасная библиотека, но на книжных развалах за некогда престижные собрания сочинений реализаторы предлагают всего по одной гривне за том, и за бесценок отдавать художественную литературу в равнодушные руки Мария Амвросиевна считает оскорблением семейных традиций.

Она совершенно случайно услышала, что на рынке радиолюбители, если повезет, могут заинтересоваться видавшими виды приемниками и магнитофонами еще советских времен. Они с мужем все концерты "Песня года" на свою аппаратуру записывали, а потом с таким удовольствием слушали и думали, что цены этому богатству не будет, но молодежь никакого почтения не проявляет. Ну до того ж обидно, и вдруг один радиолюбитель смилостивился: "Ладно, говорит, несите свои колонки, только быстро..." Вначале Амвросиевна одну тяжеленную бандуру оттарабанила, а вслед за ней, бегом, пока не ушел, не передумал нечаянный покупатель, отнесла вторую. Целых 15 гривен чистого дохода!

- Как это еще никто НДС не слупил?! - веселится ветеранша. - С нас, законопослушных, за каждую копейку строгий спрос, а "крутые" миллионами в тени ворочают и хоть бы хны. И они еще смеют уверять, что облагодетельствовали стариков?! Конечно, у бывших чиновников высокого ранга, некоторых металлургов и шахтеров пенсии взлетели будь здоров, но основная-то масса бедствует. Поездили бы эти реформаторы в трамвае, потолкались бы вместе с нами в очередях за всякими справками и послушали... Пока вверху говорят о существенном повышении трудовых пенсий, мы видим, что все снова возвращается к прежней уравниловке. Вроде бы хорошо, что пособия малоимущих стариков подтягивают к прожиточному минимуму, но плохо, что делают это за счет ущемления основной массы. И тем, кто проработал всю жизнь, наблюдать за этой несправедливостью морально очень тяжело.

О компенсации вкладов - одни разговоры, обещаний много, а на деле пшик. Поэтому за душой у ветеранов тоже пусто. Иногородние дети, которые учат своих детей, подспорье скорее моральное, чем материальное. Когда все постоянно дорожает и ничегошеньки не становится дешевле, ждать какой-то существенной помощи от молодых, которые довольствуются средними заработками, матери не приходится. Впрочем, они с мужем всегда думали, что обузой в старости никому не будут, а за сбережения еще и благодарность от деток заслужат. Увы.
.
- Вначале обобрали, - вздыхает моя собеседница, - а потом бросили в этот рынок, как котят в воду. Ни обнову какую справить, ни подлечиться... Нашему дому полвека, а ни одного капитального ремонта не было. Трубы в бахроме ржавчины, все прохудилось, но жэки не оставили за собой никаких обязательств: если в квартире что-либо выйдет из строя, восстанавливай только за свой счет. А где его взять?! В соседнем подъезде меняли стояк, так это удовольствие в сотни гривен им влетело. Наверное, и то, что на картошку откладывали, и то, что на похороны скопили, все туда ухнули... Растеребив душу, Мария Амвросиевна никак не могла выговориться, а мне, сказать по правде, было муторно от того, что "богато" начатый день она завершает в таком сердечном раздрае. Дернул нас черт так разоткровенничаться на ночь глядя?

- Если здоров, как бык, и во всем себе отказываешь, то еще как-то можно тянуть на эту пенсию, но если заболеешь и без лекарств шагу не ступишь, лечение все выкачает и сразу загнешься, - подытожила несчастная женщина.


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us