Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Башкирскую Оппозицию Загоняют Старухи

Олег Большаков, Московский Комсомолец

Июнь 22, 2005





В Октябрьском РУВД столицы Башкирии рассматривается возможность возбуждения уголовного дела по факту мошенничества неким гражданином Хузиным, который, выводя пенсионеров на митинги зимой, обещал им баснословные деньги, но не заплатил старикам ни копейки. На минувшей неделе в РУВД обратились с заявлениями пенсионерки, всю зиму и весну 2005 года трудившиеся на распространении листовок и газет Фонда местного самоуправления. Как считают пожилые женщины, оппозиция в лице Мазита Хузина задолжала каждой из них от 50 до 250 тысяч рублей.

Ты помнишь, как все начиналось.
- Сколько, сколько? - подпрыгивает заместитель председателя координационного совета оппозиции Мазит Хузин, занимавшийся вербовкой сторонников на зимне-весенние митинги оппозиции. - 250 тысяч?! - визгливо кричит борец за свободу и справедливость. - Откуда это они столько насчитали?

Женщины, написавшие заявления в милицию, дотошно перечисляют фронт выполненных работ - за выход на каждый митинг, а их было шесть, количество розданных газет и листовок, собранные за отставку президента подписи. За каждое действие, по их словам, Мазит Хузин обещал доверчивым дамам определенную, немалую сумму. Однако кому-то по истечении шестимесячного срока работы он заплатил 400 рублей, кому-то не заплатил и вовсе.

На допросе у дознавателя Мазит Ахметович согласился, что определенный объем средств для оплаты труда распространителей листовок у него был. По его словам, одна газета стоила 3 копейки, листовка и того меньше.

Ознакомившись с показаниями потерпевших, г-н Хузин оказался преисполнен праведного гнева:

- Эти женщины помогали нам на общественных началах. Как только совесть им позволяет требовать деньги?

Пенсионеры же, так и не дождавшиеся полного расчета, рыдают:

- Вы знаете, каково это - куковать на морозе? Это же была самая морозная зима; когда мы шли стоять по 12 часов в сутки, то только из-за денег, которые нам обещали.

Старушки запаслись справками: одна из-за собачьей работы подхватила двухстороннее воспаление легких, вторая - заработала астму. Дело-то стариковское.

И что самое интересное - эти женщины полагали, что считаются активистками оппозиционного движения, числили себя в приближенных к Мазиту Ахметовичу, который звонил им каждый день, вызывая на работу, были руководителями групп, вступили в недавно созданную партию пенсионеров и даже, как особо избранные, летали на "Боинге" митинговать в Москву. И если новоявленный предводитель демократических сил так поступил со своими лучшими бойцами, то что говорить об остальных?

- Думаю, что обманутых очень много, - грустит одна из активисток. - Просто не все могут ходить и просить заработанное. Не все здоровы, у кого-то сил нет.

Люди гибнут за металл

То, что оппозиционное движение давно превратилось в некое коммерческое предприятие, уже ни для кого не секрет. Но башкирские борцы за правду умудрились в этом бизнесе использовать самое настоящее ноу-хау.

Нанимать для раскидки листовок дешевую рабочую силу в лице студентов и пенсионеров - не ново, но использовать их совершенно бесплатно решились только в Башкирии. Эксплуатация несгибаемых пожилых людей была поставлена на поток со знанием дела. Надо сказать, вовсе не финансовый гений оппозиционных лидеров тому виной, а наделавший столько бед непродуманный закон о монетизации льгот.

- Я считала, что это такая организация, которая должна помогать пенсионерам, - искренне рассказывает одна из пострадавших. - Они говорили, что вернут нам льготы, это хорошее дело, и еще говорили, что заплатят каждой по 15 тысяч рублей за месяц. Я думаю - почему бы не заработать к пенсии?

Обещанный пенсионерский рай обернулся трагедией для многих.

- Работала больная с утра до ночи, - твердит интеллигентная женщина. - А когда у меня не было денег даже на аспирин, я спросила у Хузина: когда же вы нам заплатите, он только отмахнулся - потом! Я написала письмо его руководителю - Рамилю Бигнову, что за работу на лютом морозе нам не заплатили, и тогда Хузин на меня накричал при всех: а как ты докажешь, что работала?

Единственное, что не рассчитали наниматели, это то, что закаленных борьбой за собственное счастье в стране советов пенсионеров не так просто обмануть безнаказанно. В отличие от безропотных студентов, которым ходить куда-то жаловаться себе дороже, старики у нас привыкли отстаивать свое грудью. Потому и пришли в милицию.

- Что же вы никакого договора с вашим работодателем не заключили? - развели руками следователи.

- Так как ему не верить? - обиделись бабушки. - Он же говорил, что за правду и справедливость борется. Разве такой человек мог обмануть? 

Рабы не мы

Представители Союза татарских организаций, образовавшегося еще на президентских выборах, в январе 2005-го внезапно назвали себя координационным советом башкирской оппозиции и вывели на митинг пенсионеров. Проводя массовые мероприятия, нанятые бабушки и дедушки только потом для себя выяснили, что главный лозунг митингов - отставка президента. Впрочем, многим застилало глаза словоблудие лидеров движения:

- Я на эту власть обижена, - говорит дородная дама. - Ну что у меня пенсия - 2000 рублей? Но эти люди меня удивили: говорили за наше счастье борются, а кормились мы целый день работы за свой счет. Это где такое видано?

- Мне он обещал помочь вызволить из тюрьмы сына, - рассказывает другая пострадавшая. - Говорил: у нас очень сильные адвокаты. Вот я и горбатилась на него.

- Помог?

- Сыну? Что вы! - машет рукой несчастная. - Мне бы хоть сколько заплатили.

- Как вы думаете, сколько вы заработали? - спрашиваем даму лет 50-ти. Она смущается, отводит глаза, но выдавливает:

- Ну, 10 тысяч рублей-то заработала!

- Откуда такая сумма?

- Ведь Мазит Ахметович обещал, что будет платить от 10 до 15 тысяч в месяц, я не много работала, так уж 10 тысяч за все время-то должна получить. Заболела я сильно после перехода от площади Ленина до Белого дома. На лекарства больше потратилась.

Все потерпевшие рассказывают одну и ту же историю - на январском митинге оказались случайно, или приглашенные туда знакомыми, или увидев случайно листовку в транспорте. Выяснилось, что в штабе платят деньги за сбор подписей - вот и работали, времени у пенсионеров много.

- Подписи собирались безвозмездно, - твердит наниматель старушек. - Никто за это денег не обещал.

- Ничего себе безвозмездно! - возмущаются наемные оппозиционные служащие. - Ты попробуй уговорить кого подпись поставить. Они же (оппозиция - ред.) хвастались, что повезли в Москву 160 тысяч подписей за отставку Рахимова! Мы на сборе этих подписей свое здоровье потеряли! 

- Надо мной еще Хузин смеялся, зачем ты газеты складываешь, - сквозь слезы рассказывает активная дама. - А я ему говорю: "Всю ночь складываю, чтобы утром проще раздавать было. Кто-то раздаст 50 газет, а я в это время - 500".

За обещанные купюры старушки забыли и про внуков, и про не слишком крепкое здоровье. Каждая строила планы, куда потратит заработанные на "демократии" деньги. Но при этом они почему-то безропотно верили нанимателями, не потрудившись как-то зафиксировать свой труд.

- Я настаивала на договорах, как же без договоров? - говорит бойкая бабушка. - Говорила старшей по группе: "Надо ведомость завести, кто сколько раз на работу ходит". А Хузин, когда мы его спросили, ответил: "Я же вижу, кто как работает".

- Я буду добиваться, чтобы всем обманутым выдали деньги, как положено, по ведомости, - чеканит еще одна активистка партии пенсионеров. - Это что же за такое крепостное право? Мы им рабы, что ли, чтобы нас бесплатно эксплуатировать? Нас ограбили, говоря честно, кормили завтраками о светлом будущем, а мы как дурочки верили.

Ей невдомек, что поймать за руку обманувших стариков "демократов" милиционерам теперь очень проблематично, а время товарищеских судов безвозвратно кануло в Лету.

Деньги в чужом кармане

Рассказы потянувшихся в отделения милиции омерзительны. И не только потому, что веривших лидерам оппозиции обманули в светлых надеждах. А потому что признаки мошенничества в действиях "правдолюбов" действительно усматриваются. И чем отличается тогда борьба за демократию от распространения гербалайфа?

Но больше всего поражает в этой истории глубина человеческой глупости.

- Сейчас любая работа оплачивается, а как вы хотели? - откровенничает еще одна пострадавшая. - Но теперь я больше олигархам не верю. На Веремеенко работали с мая по ноябрь 2003 года, так он нам не заплатил ничего, Сафин тоже - мы у него в голодовке участвовали, там он нам даже денег на обед не давал. Наверное, думал, коль голодовка, так мы и есть ничего не должны.
Практичные пенсионеры тоже давно поняли, что в этой жизни все меряется деньгами. И если ты используешь население в политических баталиях - так изволь платить своим наемникам.

- Хузин нам в январе говорил: только работайте - денег у нас знаете, как много! - рассказывают обиженные женщины.

- А говорил, откуда деньги?

- Говорил, - неожиданно признается дама. - Говорил, нам Америка помогает. Мы, говорит, ни от Путина не зависим, ни от Рахимова не зависим, только от Америки.

У другой потерпевшей другое видение источника средств, которые капали на счет их недобросовестного работодателя:

- Хвастался Хузин перед нами все время, мол, нам деньги предприниматели перечисляют, кто 300 тысяч, кто 600. Это они так обогащаются, прикрываясь нами, наверное, просят у коммерсантов: дайте денег, мы за счастье народа. А все счастье у них в кармане оказывается, - с упоением сплетничают дамы.

Обе пострадавшие сходятся во мнении, что предводителю пенсионеров выгодно было не делиться со своими рабочими "нечестно нажитыми средствами":

- Все деньги распределялись между своими, - делятся обманутые женщины. - Мы как-то стояли на остановке, газеты распространяли, а рядом парень, всю дорогу столбом простоял. А потом я видела, как Мазит Ахметыч сунул этому парню в карман толстую пачку купюр. Я потом при всех его спросила: "Это за что же вы этому человеку деньги отдали?" А он мне отвечает: "Он свой". Я возмутилась: "Как это свой? Здесь все равны, кто работает, тот и должен получать".

Однако принцип социалистической справедливости "каждому по труду" был, вероятно, незнаком бывшему сотруднику аграрного университета Мазиту Хузину. Женщины, преисполненные справедливого гнева, подначивая себя тем, что мимо них проходят огромные деньги, пришли на разборки к г-ну Хузину, но получили от ворот поворот:

- Ничего вы не заработали. Я договорился с Рахимовым, мне ваши услуги теперь не нужны.

Впрочем, возможность возбуждения уголовного дела по факту совершения мошенничества в отношении пенсионерок весьма призрачна - договоров с самоотверженными дамами никто не заключал. Никаких расчетных ведомостей не существовало в природе, сам Хузин твердит, что женщины работали у него на общественных началах, да и доказать наличие денег, которое якобы Мазит Ахметович потратил на себя, вместо того, чтобы заплатить своим рабыням, практически нереально.

- Я таким людям больше не верю, - признается одна из пострадавших. - Какая демократия, какая оппозиция может быть, если они так поступают с простыми людьми?

"В России нет оппозиции, - заявлял из Израиля Невзлин, - Единственная русская оппозиция - это олигархи, еще не поделившие собственность".

И действительно, на поверку получается, что в России в оппозиции власти оказываются очень обеспеченные люди. Которые добиваются с помощью доверчивых идеалистов прежде всего экономических целей. А разоряться на сподвижников в бизнесе не принято.


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us