Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 



 
Старики поженились после 60 лет совместной жизни

 

Лариса Максименко, Life

 

24 февраля, 2009

 

Россия

 

 

Супруги зарегистрировали свой брак после 60 года совместной жизни. 


Сразу после Великой отечественной войны, когда вспыхнула любовь Клавдии и Виктора Арнольд, власти запретили русской девушке выйти замуж за «фашиста», который был одним из репрессированных немцев. И только сейчас дети уговорили стариков зарегистрировать брак. 


82 летний Виктор Фридрихович и 80 летняя Клавдия сыграли свою первую в жизни свадьбу, прожив вместе уже 61 год.


— У вас бриллиантовый юбилей! — поразились в ЗАГСе.


Сияющий дед Виктор и краснеющая от смущения баба Клава, окруженные толпой свидетелей — четверо детей, их жены, восемь внуков с женами, шесть правнуков — взявшись за руки, пережили, как они признались, самую счастливую минуту в жизни.


— Только целоваться на людях мы не стали, — говорит баба Клава. — Так воспитаны.


Виктор Арнольд приклеившуюся к нему во время войны кличку «фашист» носил долгих 20 лет, пока его не реабилитировали.


— Моего отца Фридриха за то, что он немец, арестовали прямо в поле, во время пахоты и расстреляли через четыре дня. А маму с нами, детьми, сослали в Сибирь с ярлыком — раз мы по национальности немцы, то автоматически — пособники фашистов, — вспоминает дед Виктор. — В Сибири мама от тифа умерла. И никто мне, подростку, с двумя маленькими сестренками на руках не помог. Ну какая может быть помощь немецкой семье после войны?! Я от голода похудел страшно, весил 40 килограммов. Трое суток сам мамке могилу копал. А зима в том феврале была такая лютая, и земля как камень. Потом маму на кладбище на саночках вез. И никто даже словом не пожалел. Такой была судьба всех репрессированных русских немцев.


Но жизнь продолжалась. В 1949 м Виктор встретил белокурую Клаву. И посватался.


— Я ему сразу отказала, ведь немец же. Но Витька оказался ой каким настырным. Сам-то весь видный, начал заезжать, привечать, я и сдалась, — улыбается баба Клава.


Когда Клава и Виктор, собравшись с духом, пошли расписываться в сельсовет, но их выперли оттуда с проклятьями: «Не бывать брак фашиста и русской девушки!»


— Но главным для меня тогда стало благословение отца-фронтовика, — говорит Клавдия. — Он всю войну прошел, фашистов больше всего на свете ненавидел. Но папа был мудрым, смог рассмотреть в Викторе чистое сердце и душу, смог отделить народ от фашизма. Да и наша неофициальное свадебное застолье пришлось в канун Дня святого Валентина. Он нас, получается, тоже благословил. А колец и свадебных подарков тогда не было. 


И лишь спустя 60 лет супруги наконец сыграли настоящую свадьбу.


— Мама и папа за столько лет так срослись, что стали роднее родных, они и правда две половинки, — улыбается старшая дочь пенсионеров Валентина. — Они неразлучны. А теперь и официально скрепили свой союз! 


More Information on World Elder Rights Issues 


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us