Доллары у государства могут купить только силовики, чиновники и бандиты
Fergana.ru
4 сентября,
2009
Узбекистан
В Узбекистане существуют три курса доллара: два государственных (для финансовых операций и для обмена) и один «теневой», но рядовые граждане могут купить американскую валюту только по «теневому» курсу - на базарах, у частных менял. Приобрести доллары по более выгодному государственному курсу в обменных пунктах невозможно: все уже «схвачено» криминальными структурами, которые не подпускают обычных людей к окошку, организовывая «подставную» очередь и подключая милицию. Корреспондент «Ферганы.Ру» - о том, как на практике выглядит попытка приобрести доллары в государственном обменном пункте валюты в Ташкенте.
* * *
История эта началась за неделю до Дня независимости, который праздновался 1 сентября. Мы с товарищем отправились в торговые ряды на улице Навои в Ташкенте, чтобы купить оргтехнику, и решили поменять доллары на сумы. В гособменниках мы бы потеряли крупную сумму денег, поэтому решили обратиться к нашему старому знакомому Рустаму, работающему в одном из здешних магазинчиков и промышляющему обменом валюты. Накануне «теневой» курс доллара составлял 1910 сумов, но наш «друг», извинившись, поменял нам деньги лишь по 1840 сумов за доллар.
Границы закрыты, объяснил Рустам, поток товаров из России и Казахстана временно иссяк, спрос на доллары снизился – видимо, поэтому курс и упал. «Приходите после пятого сентября – доллар снова вырастет», - заверил нас Рустам.
Обменяв 300 долларов, из-за внезапного падения «теневого» курса мы потеряли 21 тысячу сумов. И мы решили провести эксперимент – купить доллары в «обменнике», которые, согласно официальному курсу, должны стоить немногим больше 1500 сумов. Мы вдруг поняли, что если купить в обменнике 300 долларов, а потом продать их на теневом рынке, то за счет разницы курсов мы получим 100 тысяч сумов!
Эта мысль показалась нам гениальной. Мы направились к «обменнику.
Пункт обмена валюты
Возле «обменника», лицом к кассирше, стоял мужчина, и его спина полностью загораживала окошко. Мы попытались заглянуть к нему через плечо и спросить о покупке долларов, но заметили, что к нам рысцой бежит милиционер и кричит на ходу, чтобы мы немедленно отошли, поскольку производится финансовая операция. Милиционер, добежав, быстро оттеснил нас от киоска, но мы успели заметить через стекло окошка плотно связанные пачки тысячесумовых купюр, на вскидку – миллиона три-четыре.
Молоденький «мент» явно нервничает и отсылает нас к человеку в штатском, который вылез из белой «Нексии», припаркованной тут же, рядом. Штатский быстро «обрыскал» глазами пространство вокруг нас и спросил, чего мы хотим. «Доллары хотим купить», - объясняем мы.
- У нас финансовая операция, приходите позже.
- Когда?
- Не могу сказать.
- Но доллары продаются?
- Да, при наличии паспорта можете приобрести до пяти тысяч долларов в квартал…
Потоптавшись рядом с киоском, мы заметили поодаль группу решительно настроенных людей с особым выражением лица – как мы выяснили позже, они ждали своей очереди. Некоторые из них, дождавшись, вынимали из багажников машин сумки с деньгами, и направлялись к окошку «обменника».
Мы поняли, что ждать не имеет смысла. Но на ярмарке был не один обменник, и мы решили попытать счастья в другом месте. Возле второго обменного пункта нас сразу насторожило отсутствие милиции. Заглянув в окошко, мы выяснили, что доллары здесь не продают - значит, надо идти дальше.
Торговые ряды
Подходим к третьему киоску. Нам вежливо объясняют, что доллары продаются, но в окошке рядом, а там сейчас обед, да и нет гарантии, что нам что-либо достанется. «Приходите-ка вы лучше завтра, авось повезет», - усмехнулась девушка за стеклом.
Нажарившись на солнце, вконец измотанные, мы решили больше не испытывать судьбу и отказаться от «сделки века». Сил, чтобы искать нужную аппаратуру, тоже не осталось – поэтому мы отложили покупку и в следующий раз оказались на ярмарке уже после праздников.
Нам не светит
Как и обещал Рустам, курс валюты вновь стал расти и уже достиг 1880 сумов за доллар. У нас на руках было более полумиллиона сумов, и мы решили еще раз попытать счастья и попробовать купить доллары. Выехали рано утром, рассчитывая, что народу не будет, но просчитались. Как и в прошлый раз, окошко загораживала широкая спина, за стеклом виднелись миллионы сумов, но милиционер оказался поспокойней, а «разводящей» была закаленная в валютно-торговых боях дородная женщина, которая, посверкивая глазами из-под накрашенных сурьмой бровей, по-хозяйски объяснила нам, что здесь не просто очередь, а люди «солидные», покупающие по три-пять тысяч долларов. «Если хотите купить сто-двести долларов, идите к «обменнику», который у светофора находится, там старики сидят, им делать нечего», - посоветовала она.
Идем, куда посоветовала добрая женщина. Действительно, слева от киоска сидят старики на бетонном приступке под рекламным щитом, «греются» на солнце. Разговорились, выяснили, что очередь большая, один из них показал палкой в направлении кучки людей, прячущихся в тени неподалеку. Подходим к ним - и среди стариков-пенсионеров, которые покупают доллары, чтобы как-то спасти свои отложенные на черный день сумы от инфляции, обнаруживаем явно не бедствующих женщин. Взгляд у них – как рентген, у нас даже под ложечкой засосало. Одна из них берет инициативу в свои руки: «Что, ребята, поменять хотите? Бесполезно. Очередь шестьдесят человек. Здесь одинокие женщины. Вам бесполезно здесь стоять. До свидания, парни». Пробуем отшутиться, но получаем такой отпор, что пропадает не только желание покупать доллары, но и находиться в этом месте, и мы спасаемся бегством.
Переведя дух, решаем навестить Рустама – пусть объяснит, наконец, что происходит?
- Понимаешь, брат, туда вообще не нужно соваться, - спокойно говорит Рустам. - Ни тебе, ни мне никто баксы не продаст. Там хозяин, который все крутит через своих людей, и «менты» тоже в доле. Так что и не пробуйте, целее будете, - усмехнулся, сверкнув глазами-щелочками, меняла.
Подумав немного, мы с приятелем поняли, что и с пенсионерами дело нечисто. Никто не подпустит простых людей «с улицы» туда, где на пустом месте можно получить хорошую прибыль. Наверняка и пенсионеров используют, отстегивая им «комиссионные», а таких как мы, гонят из очередей любыми способами.
Торговые ряды
Ситуация вокруг обменников возле торговых рядов на улице Навои типична. Скупка долларов в обменных пунктах и дальнейшая их перепродажа по теневому курсу контролируется теми, кого принято называть «мафией», и рядовым гражданам практически невозможно подступиться к обменникам.
При этом очевидно, что существовать такая ситуация может только при условии, что она выгодна всем людям «в цепочке», начиная от подставных лиц и заканчивая самыми крупными чиновниками. В Узбекистане три курса доллара: первый устанавливается Центробанком для «совершения финансовых операций», второй – для обмена валюты, и третий – «теневой», который очень выгоден тем, кто имеет доступ к покупке валюты по госкурсу. Но и «теневой» курс доллара, по мнению экспертов, не отражает реальной стоимости американской валюты, поскольку занижен более чем в два раза и должен составлять на сегодняшний день не менее четырех, если не пяти, тысяч сумов за доллар.
More
Information on World Elder Rights Issues
Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use |
Privacy Policy | Contact
Us
|