Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 



 
Приют особого риска

 

Владислав Куликов, Российская Газета

 

12 февраля, 2009

 

Россия

 

Поводом для проверки стала трагедия в Республике Коми, где сгорел дом престарелых. В огне погибли 23 старика. Самое страшное, что пожилые люди еще при жизни оказались фактически забыты и властью, и обществом, и родными. Кому они нужны, старики? "Теплое гнездо" - так называли сгоревший приют - вообще не имело никакого статуса. Просто здесь собрались люди, которым на закате жизни больше некуда было идти.


В отличие от официальных учреждений соцзащиты, это был обычный дом, который перешел на баланс муниципалитета. Раньше здесь была школа, потом поселились старики. К ним власти прикрепили 8 соцработников, которые обслуживали пожилых людей как жителей любого обычного дома, нуждающихся в посторонней помощи. По сути возникла большая коммунальная квартира с холодным туалетом, одним на всех, баней, прачечной, кухней. Стариков сюда привозили "благодарные" дети и оставляли навсегда. Среди жителей дома лишь восемь были ходячими, да и из тех - двое слепых.


Как выяснилось, этот случай не исключение. Как ни горько это признавать. В той же Коми действуют 46 социальных объектов, в том числе сестринские уходы, отделения временного проживания граждан пожилого возраста при медицинских учреждениях, социальные квартиры и другие. Их них 17 объектов не имеют соответствующего статуса, а значит, и надежного финансирования. А сколько подобных бесприютных приютов разбросано по всей стране? На этот вопрос сейчас ищут ответ прокуроры.


- С января 2005 года функции по социальному обслуживанию населения отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, - пояснил "РГ" начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук. - Органы государственной власти Республики Коми и местного самоуправления знали о неблагополучном положении дел в Подъельском доме ветеранов, но самоустранились от выполнения своих непосредственных обязанностей. Не был даже определен его юридический статус и источник финансирования. Не проводился капитальный ремонт. Если бы социальные учреждения, о которых идет речь, имели правовой статус и состояли на учете, то автоматически следовало бы выделение средств из бюджета на их содержание.


По данным минздравсоцразвития, всего в России числится 1683 стационарных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Они размещаются в 4333 зданиях, из которых 667 нуждаются в капитальном ремонте. Есть и такие, какие ремонтировать уже поздно, они настолько ветхие, что лучше и проще снести. А людей переселить в более достойное жилье. Прокуратура подозревает, что после проверки и сопутствующей инвентаризации, число домов престарелых может резко возрасти за счет неучтенных. Ведь не одни власти Коми грешили невниманием. Во многих регионах у властей не доходили руки до заботы о немощных. Скажем, в Пермском крае два года назад местное министерство социального развития лишило статуса общежитие престарелых в Кировском районе Перми. Тем самым местные власти сняли с себя всякую ответственность за 75 стариков, оказавшихся никому не нужными. В правительстве Пермского края "РГ" сообщили, что этот дом является муниципальной собственностью, и все решения по нему принимала администрация Перми. Кто в итоге наведет порядок, остается неизвестным. Вот и получается, что многие дома престарелых по всей стране сегодня в списках не значатся.


- Необходимо принять в срочном порядке неотложные меры для окончательного установления правового статуса таких организаций, - сказал "РГ" Анатолий Паламарчук. - Отдельное внимание обратить на их своевременное и полное бюджетное финансирование. Прокуроры субъектов РФ получили строгое указание - жестко реагировать на все выявленные нарушения органов местной власти и самоуправления. Проведение проверки взял на личный контроль Генеральный прокурор Юрий Чайка.


Причем, проверять будут не только соблюдение противопожарной безопасности, но и правовой статус социальных учреждений, финансирование, условия проживания. Проверка пройдет во всех специализированных социальных учреждениях страны: домах престарелых, инвалидов, ветеранов; интернатах; детских домах. Прокуроры будут работать вместе с подразделениями МЧС России, социальными службами регионов, другими контролирующими органами.


- Это работа не только сегодняшнего дня, а на перспективу, - говорит Анатолий Паламарчук. - Мы будем контролировать ее до расселения в хорошие дома или устранения нарушений. Не везде эта работа провалена, есть регионы, где дома ветеранов находятся в нормальном состоянии. А в некоторых субъектах власти забывают об этих домах.


По словам прокуроров, извечные чиновные жалобы на отсутствие денег в данном случае не рассматриваются. При желании деньги можно найти всегда. По словам представителя Генпрокуратуры, у местных властей достаточно средств на социальные расходы. Надо только не забывать закладывать их на соответствующие статьи в региональные бюджеты. Теперь прокуроры намерены жестко следить за тем, чтобы память не подводила региональных чиновников.


More Information on World Elder Rights Issues 


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us