День пожилого человека: в ожидании «валоризации»
Леонид Рудницкий,
КМ.RU
1 Октября, 2009
Россия
Всемирный день пожилого человека. А это хороший повод поговорить о том, что касается каждого, – о старости.
Старыми будут все, только одни раньше, а другие позже. Никому еще не удалось избежать этой участи. Даже если кажется, что старость за горами – это иллюзия. Жизнь проносится очень быстро, и то, что вчера казалось очень далеким, сегодня вдруг оказывается рядом. И ничего поделать с этим нельзя.
С чем ассоциируется старость? Прежде всего с пенсией. С одной стороны, в пенсии можно найти нечто хорошее – работать уже не надо, а деньги платят. Но с другой стороны, какие деньги? Сейчас, прямо скажем, небольшие. А если совсем уж быть честным, то очень и очень маленькие. Можно ли за них прожить? Если не помогают дети, то весьма затруднительно.
Для повышения уровня жизни пенсионеров, которых в России, кстати, 38 миллионов, с начала будущего года правительство обещает провести «валоризацию» пенсий, то есть их переоценку в сторону увеличения. Единовременно будет повышена страховая часть пенсии на 10% тем, кто имел трудовой стаж до 2002 года. При этом дополнительно будет добавлено по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. По замыслу, валоризация призвана помочь тем пенсионерам, которые имеют большой трудовой стаж в советское время, а из-за возраста не могут заработать высокую трудовую пенсию по правилам пенсионной реформы 2002 года. В идеале это должно привести к увеличению пенсий на 50 процентов. Но идеал, как известно, недостижим, и реально пенсии увеличатся на гораздо меньшие суммы. Например, уже подсчитано, что те, кто получает сейчас пенсию в размере 6 тысяч рублей, после «валоризации» будут получать 8 тысяч рублей. Много это или мало? Наверное, мало, учитывая, что в соответствии с отмененным с 2002 года пенсионным законодательством эти люди получали бы сейчас 16–18 тысяч рублей.
Если отвлечься от всех этих плохо понимаемых старшим поколением терминов, вроде «валоризация» и «ревальвация» (синоним валоризации), то можно сказать, что большинство пенсионеров видят справедливую пенсию равной по покупательной способности советским 100–120 рублям. Именно такую пенсию они имели бы, если бы не случилось «реформ». Ясно, что ни не достижимые для подавляющего большинства из них 16 тысяч рублей, ни тем более 6 тысяч рублей до той покупательной способности недотягивают.
Что мог купить советский пенсионер за сто рублей своей пенсии? Во-первых, уплатить за квартиру. Коммунальные платежи за трехкомнатную составляли тогда 2–3 рубля, а не 3–4 тысячи, как сейчас. Во-вторых, закупить необходимое количество лекарств. Их цена тоже была весьма невысока, и огромный запас на месяц на все случаи жизни обошелся бы в 10–15 рублей. Одежда, мебель и бытовая техника стоили, конечно, дороговато, но у пенсионеров они уже имелись на десятилетия вперед, так что и здесь было все в порядке. Зато транспорт стоил неизмеримо дешевле, чем сейчас, и всегда можно было без проблем поехать в гости к детям, если они проживали в другом городе. Весьма недорого, а по правде сказать, сущие копейки стоили билеты в кино, театр, в музеи и на выставки. К тому же не надо было переживать за детей, смогут ли они, например, выплатить ипотеку, потому что никаких ипотек тогда не было, а квартиры давали бесплатно, или хватит ли у них денег на оплату обучения собственных детей, потому что и за обучение тогда денег не брали. Все это в совокупности делало старость действительно спокойной, уютной и комфортной. А если прибавить сюда путевки в санатории по льготным ценам, то выходило и вовсе хорошо.
Понятно, что весь уклад жизни с тех пор коренным образом изменился и о возврате к тому положению вещей никто и не помышляет. Но не грех было бы поинтересоваться – а каковы же сейчас пенсии в Европе и США? И тут нас ожидает шок. Пенсии там порядка тысячи евро, даже у домохозяек, которые всю жизнь нигде не работали и не платили налогов (платили их мужья). Далеко не каждый работающий у нас может похвалиться такой зарплатой, что уж тут говорить о пенсионерах.
Как же сделать пенсию справедливой? Для начала не мешало бы отменить любые сборы и налоги с пенсионеров (налог на единственное жилье, подоходный налог с зарплаты работающих пенсионеров и т. п.). Они уже свое уплатили. И продолжают косвенно платить, если учитывать, что все налоги заложены в цене товаров и услуг (но откровенно говорят об этом только операторы мобильной связи). Повышать пенсии надо соответственно средней зарплате в стране, а не соответственно уровню инфляции, потому что уровень жизни пенсионеров не пропорционален общей инфляции, он пропорционален росту цен на самые важные товары и услуги, а они дорожают гораздо быстрее, чем растет средняя инфляция.
Валоризация же, по уму, должна добавить к пенсии не 10, а 20 процентов, и не по одному, а по два процента за каждый год трудового стажа до 1991 года.
И хорошо бы еще сделать городской и пригородный транспорт бесплатным для пенсионеров, как это есть на той же Украине, например, которая на порядок беднее России. Ей-богу, стыдно, когда видишь это у них и не видишь у нас. Неужели пенсионеры не заслужили даже такой малости? Впрочем, меркантильность наших транспортников давно и хорошо всем известна, достаточно вспомнить хотя бы практиковавшееся несколько лет назад двукратное повышение цен на предновогодние железнодорожные билеты. И это в то время, когда повсюду в мире объявляют рождественские скидки!
Но наиболее радикальной (и адекватной) мерой было бы восстановление пенсионного законодательства, которое действовало до 2002 года (законы № 320–1 и № 113-ФЗ), как и признание выплаты достойных пенсий ветеранам внутренним долгом государства. Но об этом приходится только мечтать.
More
Information on World Pension Issues
Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use |
Privacy Policy | Contact
Us
|