back

Want to support Global Action on Aging?

Click below:

Thanks!

Бедная старость или старая бедность

Текст: Сергей Насидзе, Gzeta.ru. 

July 23, 2003

Эффективного использования пенсионных денег никто не гарантирует

Через полтора года после объявления старта пенсионной реформы появились некоторые очертания накопительной составляющей трудовой пенсии, а к управлению (инвестированию) пенсионными накоплениями начинают привлекаться негосударственные структуры – управляющие компании, а с 2004 года – негосударственные пенсионные фонды. Стоит напомнить, что отныне россияне смогут помимо символической, так называемой страховой, части пенсии, которую государство гарантирует всем, даже тем, кто в своей жизни не работал и дня, получать накопительную часть. Эта часть складывается из выплат, поступающих в пенсионный фонд из суммы единого социального налога. Средства накопительной части инвестируются в активы, перечень которых определяется пенсионным законодательством. Эти инвестиции приносят доход, который приплюсовывается к уже накопленным сбережениям. В итоге после выхода на пенсию человек будет получать ежемесячную пенсию, выплачиваемую из накопленной им таким образом суммы.

Иными словами, пенсионный фонд России, который всегда представлялся черным ящиком, решил раскрыть карты перед будущими пенсионерами и порадовать их, казалось бы, обеспеченной старостью. А для воплощения этой светлой идеи с 1 августа Пенсионный фонд России (ПФР) начнет рассылать уведомления гражданам, обладающим пенсионными накоплениями, в которых предложит определить, какая управляющая компания будет управлять накоплениями гражданина. Причем есть замечательная опция: если гражданин не определится, его накопительная часть будет передана Внешэкономбанку, который в свободное от обслуживания суверенных долгов время будет осуществлять функции государственной управляющей компании.

Все это странным образом совпадает со стратегическими задачами Минфина.

На днях замминистра финансов Белла Златкис сообщила, что соотношение внутреннего и внешнего долга через 2-3 года достигнет пропорции 25 и 75%, а через пять летуровня 50 на 50%. И, чтобы осуществить эти планы, надо изыскивать ежегодно дополнительно десятки миллиардов рублей, которые могут быть вложены в государственные ценные бумаги, и за счет которых правительство в итоге будет финансировать выплаты по внешним долгам.

По прогнозам Минфина и Пенсионного фонда, свыше 90% российских пенсионеров оставят деньги в государственном ведении, а Внешэкономбанк как компания, осуществляющая управление этими средствами, имеет право инвестировать только в государственные обязательства и ипотечные ценные бумаги, обеспеченные госгарантией. Так как гарантированных государством ипотечных бумаг выпускается на крайне незначительную сумму, то ВЭБу придется вкладываться в госбумаги.

Такая политика Минфина по фактическому изъятию с финансового рынка большей части пенсионных средств означает, что в итоге не решаются основные задачи пенсионной реформызаставить работать деньги пенсионеров на экономику и увеличить размер пенсий.

Ведь доходность по государственным облигациям сейчас составляет 7--9%, что значительно ниже уровня инфляции.

Нет, в Минфине понимают, что все не совсем хорошо. По словам той же Беллы Златкис необходимо "всячески форсировать участие негосударственных управляющих компаний в накопительной пенсионной системе", поскольку в этом случае "средства будут инвестированы непосредственно в реальный сектор, а это обычно является мощным стимулом экономического развития".

Можно возразить, что это проблемы переходного периода. Дальше все наладится, все больше будущих пенсионеров начнут понимать, что их деньги куда-то вложены и приносят какой-то доход. Правда, принимать участие в обсуждении управляющих решений, от которых может зависеть уровень дохода, в отличие от вкладчиков-акционеров, граждане не смогут. И альтернативных способов размещения накоплений, гарантирующих определенный доход, пока реформой не предусмотрено. Кроме одного, очевидногодумать о своем будущем самому, не очень надеясь на помощь государства.


Copyright © 2002 Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us