Home |  Elder Rights |  Health |  Pension Watch |  Rural Aging |  Armed Conflict |  Aging Watch at the UN  

  SEARCH SUBSCRIBE  
 

Mission  |  Contact Us  |  Internships  |    

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие лекарства наносят ущерб: Минздравсоцразвития обвинили в завышении цен на лекарства
 

Газета.RU 


13 декабря 2010

Россия 

 

 

Генпрокуратура обвинила Минздравсоцразвития в нарушении процедуры госзакупок лекарств, которые нанесли бюджету ущерб на 3,4 млрд рублей. Прокуроры утверждают, что на торгах завышалась стоимость препаратов, а число участников было искусственно ограничено. Следствие ошиблось в расчетах, парируют чиновники Минздравсоцразвития.

Генпрокуратура обвиняет чиновников Минздравсоцразвития в нарушениях при организации госзакупок лекарств. По данным следствия, из-за отсутствия реальной конкуренции на торгах бюджет потерял 3,4 млрд рублей. Выводы сделаны по результатам проверок аукционов на право заключения госконтрактов на поставку лекарств.

«Установлено, что при проведении аукционов руководители ряда коммерческих организаций, осуществляющих поставки препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, незаконно осуществили согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Минздравсоцразвития необоснованно отказывало в допуске к торгам организациям, не участвующим в этой схеме. Также при проведении торгов министерством изначально завышалась начальная стоимость лекарств», ― утверждает Генпрокуратура.

В 2008―2009 годах министерство заключило 164 госконтракта на 66,3 млрд руб., из них 127 контрактов на 61 млрд руб. достались 6 поставщикам, проследили прокуроры.

«Остальные потенциальные исполнители госзаказа не смогли его получить. Это является существенным нарушением законодательства о конкуренции», ― заявила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

В Минздравсоцразвития с претензиями Генпрокуратуры не согласны.

«Указание на необоснованное расходование суммы в объеме 3,4 млрд рублей не подтверждается расчетами», ― говорит представитель министерства.

«Генпрокуратура в качестве обоснования приводит цены госконтрактов, заключенных отдельными регионами по двум препаратам. При этом не учитывается, что начальная цена контракта в этих регионах на эти препараты существенно превышала цену торгов по Минздравсоцразвития России», ― поясняют в министерстве.

Чиновник добавляет, что в цене федерального заказа учитывались расходы на логистику при организации доставки товара в 39 регионов «с жестким закреплением остаточного срока годности лекарств, который оказывает влияние на цену, в отличие от закупок, осуществленных субъектами РФ». И цены по ряду основных препаратов не повышались.

Факты необоснованного отказа в допуске к торгам в Минздравсоцразвития также опровергают. «К торгам были допущены все компании, которые оформили заявку в соответствии с законом. Вместе с тем уполномоченные представители участников указанных аукционов не явились, не регистрировались и номерную карточку не получали, и, как следствие, аукционы были признаны несостоявшимися», - сказал представитель министерства.

Летом 2010 года в Минздраве говорили, что экономия средств бюджета в 2009―2010 годах на закупках лекарств составила 3,6 млрд рублей.

Тогда поводом для разбирательств стали подсчеты аппарата вице-премьера Игоря Сечина.

По неофициальной информации, правительственные аналитики вычислили схемы, позволяющие закупать лекарства без проведения торгов. Например, с помощью подачи заявок от компаний, которые не собираются являться на торги.

Если в аукционе участвовал один участник, заказчик обязан передать ему проект госконтракта.

За 9 месяцев 2010 года сегменты фармацевтического рынка, обеспеченные государственными деньгами (дополнительное лекарственное обеспечение и госпитальный сектор), стабильно росли, оценивают в DSM Group. За этот период объем закупок по ДЛО составил 72,6 млрд рублей ― на 15,3% больше, чем за 9 месяцев 2009 года.

Программа ДЛО – льготного лекарственного обеспечения пенсионеров и социально незащищенных граждан ― стартовала в 2005 году. Лекарства по этой программе, инициированной министром здравоохранения Михаилом Зурабовым, закупались по конкурсу. Занесение в списки конкурсантов той или иной компании проводилось на основе перечня обязательных требований. Вскоре претензии к прозрачности закупок возникли у Министерства внутренних дел. В 2008 году МВД возбудило несколько «лекарственных» дел. В частности, уголовное дело было возбуждено в отношении фирмы «Микроген», глава которой Антон Катлинский ранее был заместителем министра здравоохранения. Позднее программа была переформатирована за счет перераспределения госрасходов на региональный уровень.

Сейчас госзакупки лекарств анализирует и Федеральная антимонопольная служба. В пресс-службе ФАС «Газете.Ru» сообщили, что вопрос организации закупок лекарств будет рассмотрен 20 января 2011 года.

По данным начальника управления ФАС по контролю за размещением государственного заказа Михаила Евраева, проверки, о которых доложила Генпрокуратура, касались 2008―2009 годов. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заняла должность в сентябре 2007 года.

Алексей Старченко, директор Национального агентства по безопасности пациентов, уверен, что претензии прокуратуры не окажут влияния на позиции министра. «Идет речь о модернизации системы здравоохранения в течение ближайших двух лет, на это выделяется из бюджета по 460 млрд рублей ежегодно. Итог реформирования будет подводиться после президентских выборов в 2012 году», ― говорит Старченко.

Михаил Евраев признает, что действующий закон о госзакупках хотя и не позволяет формировать конкурсную документацию так, чтобы ограничивалось количество участников торгов, тем не менее, чиновники делают это. «Можно установить такие сроки исполнения госзаказа, что выполнить его сможет только та компания, которая заранее об этом предупреждена чиновником», ― сетует Евраев. Он советует бизнесу в таких случаях жаловаться в ФАС для отмены итогов торгов.

Кроме нереальных сроков необходимо выставление крупных заказов, советует руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. «Если было 127 контрактов на 61 млрд рублей, значит, в среднем 480 миллионов составляла одна поставка. Понятно, что осилить такой госзаказ может только очень небольшое число поставщиков», ― говорит Калинин.

Вводить контроль за госзаказом на стадии обработки аукционной документации рекомендуют в компании «Единая электронная торговая площадка»: «Это позволит избежать специфического формирования документации в пользу одного поставщика».


More Information on World Elder Rights Issues 


Copyright © Global Action on Aging
Terms of Use  |  Privacy Policy  |  Contact Us